ЗaкрытьOтпрaвить
Лeтaющиe aвтoмoбили пeрeстaли быть исключитeльнo aтрибутoм фaнтaстичeскиx фильмoв. В нaстoящee врeмя срaзу нeскoлькo извeстныx мирoвыx кoмпaний рaзрaбaтывaют aэрoaвтoмoбили. И этo нe прoстo чeртeжи прoтoтипoв, инжeнeры ужe сoвeршили нeскoлькo прoбныx зaпускoв мaшин, спoсoбныx нe тoлькo eздить, нo и лeтaть.
Лeтaющий aвтoмoбиль — трaнспoрт, сoчeтaющий в сeбe xaрaктeристики кaк мaшины, тaк и лeтaтeльнoгo aппaрaтa. Причeм, сooтнoшeниe этиx двуx xaрaктeристик мoжeт oтличaться — для oдниx лучшeй стaнeт фoрмулирoвкa «aвтoмoбиль, нo умeющий лeтaть», для другиx – «лeтaтeльный aппaрaт, нo умeющий eздить», инфoрмируют Экoнoмичeскиe Извeстия.
Пoнятнo, чтo oснoвными кaчeствaми дaнныx трaнспoртныx срeдств являeтся oднoврeмeннo и вoзмoжнoсть пeрeдвижeния пo вoздуxу, и пo зeмлe. Тeм нe мeнee, eсть eщe ряд другиx xaрaктeристик, кoтoрыe пoзвoлят aэрoмoбилям зaслужить пoпулярнoсть срeди пoтeнциaльныx пoкупaтeлeй, a имeннo — кoмпaктнoсть и нeзaвисимoсть oт aэрoдрoмoв. Плaнируeтся, чтo трaнспoрту нoвoгo пoкoлeния, нe придeтся искaть мeстa для пoсaдки или взлeтa. Aэрoaвтoмoбиль срaзу oт пoрoгa вaшeгo дома или офиса будет готов «нести» вас в нужном направлении.
Первые идеи объединения автомобиля и самолета возникли давно, еще до Второй мировой. В США впервые запатентовали такое транспортное средство в 1940 г. Позже, в 1946 г., изобретатель Роберт Фултон, разбогатевший во время войны на производстве стрелкового тренажера для зенитчиков, изобретает свою «Летающую амфибию» (Airphibian). Его летающее средство скорее было «самолетом, умеющим хорошо ездить», нежели «автомобилем, умеющим летать».
Крылья и секция хвоста этого самолета снимались, а пропеллер прикладывался к фюзеляжу. Используя шестицилиндровый двигатель мощностью 150 л. с., «Амфибия» могла лететь со скоростью 200 км/ч и ехать со скоростью 80 км/ч. Airphibian стала первым в мире летающим автомобилем, получившим сертификат Управления гражданской авиации США. Несмотря на успех данного транспортного средства, инженер не смог запустить массовое производство своих «Амфибий».
Сейчас же самыми популярными компаниями, разрабатывающими летающие автомобили, являются Google, американская международная компания Uber, словацкий проект AeroMobil, немецкий Carplane и американская фирма Terrafugia. Поддерживает разработку данного транспорта и инженер, работающий над созданием «поезда будущего» Hyperloop One Питер Диамантидис. Он верит, что первые аэромобили появятся в США в ближайших три года.
Воздушный седан от Terrafugia
Одним из лидеров этого направления стала компания Terrafugia, основанная в США. Специалисты фирмы на данный момент разрабатывают уникальный опытный образец аэроавтомобиля TF-X. Первый полет летающей машины запланирован на 2018 г., а в 2025 г. планируется начать серийное производство аппаратов.
Гибридный аэромобиль имеет сходство с 4-местным седаном. Помимо этого, он оснащен складывающими крыльями и двумя электродвигателями, расположенными с каждой стороны фюзеляжа. Автомобиль запускается благодаря энергии, вырабатываемой электрогенератором, соединенным с 300-сильным двигателем внутреннего сгорания. Крылья способны занимать как горизонтальное положение во время полета, так и подниматься вверх во время перемещения по поверхности. Во время полета аэромобиль может достигать скорости в 320 км/ч, а топлива и энергии хватит на 800 км.
Добавим, что в будущем разработчики планируют сделать TF-X полуавтоматическим – пассажиру необходимо будет ввести в систему управления конечный пункт назначения и позволить автомобилю начать движение. Конечная стоимость этого летающего автомобиля составит, по словам разработчиков, $279 тыс.
Летающий автомобиль стандарта EURO-5 от Carplane
В мае 2015 г. компания Carplane (Брауншвейг, Германия) на аэро-шоу во Фридрихсхафене продемонстрировала свой опытный образец летающего автомобиля. Разработчики уверяют, что фирма Carplane внедряет свою идею исключительно благодаря финансовой поддержке от ЕС и руководства Германии. Свою разработку они классифицируют одновременно и как сверхлегкий летательный аппарат, и как легковой автомобиль. Созданный инженерами пробный аппарат аэроавтомобиля еще не способен подниматься в воздух, но дороги покоряет на «ура». Все исследования и расчеты, по словам представителей Carplane, утверждают единственное — автомобиль сможет летать по воздуху без затруднений.
Как и другие аэроавтомобили, детище Carplane комплектуется крыльями (складными) и секциями хвостового оперения. Крылья складываются в промежуток между двумя фюзеляжами во время его трансформации. Опытный образец пока не позволяет складывать крылья в автоматическом режиме, но разработчики обещают это исправить.
Вес фюзеляжа составляет 498 кг. Он стоит на четырех 15-дюймовых колесах. Для взлета летающей машины пока требуется полоса длиной 85 метров, но она может иметь почти любое покрытие (подходит и трава, и щебенка). Автомобиль запускается 151-сильным мотором внутреннего сгорания PC850, возможностей которого достаточно для подъема на высоту чуть более 4,5 тысяч метров на скорости около 200 км/ч. На одном баке аппарат пролетит около 830 км. Все экологические характеристики отвечают стандарту EURO-5. Сейчас ведется работа по окончательной доработке транспортного средства.
Секретный летающий автомобиль от Google
Летом прошлого года в СМИ просочилась информация, что один из основателей корпорации Google Ларри Пейдж занялся разработкой летающих машин. С этой целью шесть лет назад он учредил стартап Zee.Aero. От всех своих сотрудников Пейдж требовал, чтоб его участие в проекте оставалось секретом. За годы существования плана по разработке аэроавтомобиля ученый вложил в это дело уже более 100 миллионов долларов. В 2015 г. разработчик открыл еще одну фирму этого же направления — Kitty Hawk (название города, где впервые состоялся полет братьев Райт). По сути, две эти компании сейчас конкурируют между собой и разрабатывают транспорт будущего независимого друг от друга. Известно, что в Zee.Aero работают около 150 человек, среди которых много бывших сотрудников Boeing, NASA и SpaceX.
Руководителем Kitty Hawk было назначено одного из основателей программы автомобилей Google с автопилотом Себастьяна Труна. СМИ разузнали, что данная фирма занимается разработкой аппарата, «напоминающего огромного дрона с четырьмя винтами».
Вертикальная посадка от Uber
В ближайшие 10 лет компания Uber обещает запустить свои беспилотные автомобили, способные взлетать и приземляться вертикально. Первый флот данных аппаратов запустят в Питтсбурге. Сеть будет называться «Elevate». Осенью 2016 г. в сеть попала детальная документация с подробным описанием инноваций.
Скорость летающей машины составит 150 миль/час, а максимальная дальность полета 100 миль. Для взлета и посадки планируется использовать крыши небоскребов и городские вертодромы.
Стоит отметить, что сама компания не планирует производить эти транспортные средства. Вместо этого руководство надеется подтолкнуть к этому частные и государственные компании.
Словацкий AeroMobil
Словацкий инженер Штефан Кляйн создал поистине качественный летающий автомобиль с отличными аэродинамическими свойствами, который уже неоднократно прошел испытания. Отметим, что прототип был создан еще в 1990-х годах, но только сейчас удалось найти финансирование на воплощение идеи.
Длина данного аэромобиля составляет 3,6 метра, он оснащен поршневым бензиновым двигателем ROTAX 912 мощностью 100 л. с. Основу каркаса составляет покрытая углеродным волокном стальная рама. Крылья у автомобиля складные. Максимальная скорость — 200 км в час. На данный момент в кабине могут поместиться два человека. Летающая машина способна взлетать и садиться на обычный асфальт или любую ровную твердую поверхность.
Страхи Илона Маска
Помимо энтузиастов, разрабатывающих и мечтающих об летающих автомобилях, есть и те, кто опасается данных нововведений. Вторую группу, как ни странно, представляет гуру технологических инноваций Илон Маск. В ходе одного из интервью Маск отметил, что не видит в будущем летающих машин. Колонизатор Марса заявил, что в том случае, когда летающие автомобили покорят сердца автолюбителей, нужно быть готовым, что обломки могут падать на головы. Само же передвижение по воздуху будет зависеть не только от наличия свободного воздушного потока, но и от погоды.
Также изобретатель добавил: «И, конечно, вы будете обладать летающим автомобилем, у которого будет автопилот, в противном случае о нем можно забыть. Он будет на автопилоте, но даже на автопилоте, если у вас будут надежные двигатели и лопасти, вы никак не сведете к нулю шансы на то, что что-то случайно упадет вам на голову. И есть еще проблема шума…» Отличным решением загруженности дорог, по мнению Маска, станут подземные туннели для машин.
Летающие машины вдохновляют и приближают нас к фантастическому будущему, но вместе с тем провоцируют и новые риски. Заменят ли аэроавтомобили наших привычных четырехколесных друзей либо же превратятся в редкое имущество богатых людей — ответить на это вопрос сможем только через несколько лет.